Спустя пару недель после введения ОСАГО представители страховых компаний провели "круглый стол", где обсудили сильные и слабые стороны нового закона. У журналистов, которых пригласили на это собрание, сложилось впечатление, что к защите интересов пешеходов и автомобилистов страховые компании готовы куда в меньшей степени, чем сами же и обещали, пишет газета.
Санкт-Петербургские ведомости,
6 августа 2003 г.
Автостраховка не роскошь, но стоит так же дорого 1826 просмотров
С 1 июля вступил в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Согласно этому акту, пострадавшим от ДТП (кроме его виновника) обеспечивается выплата компенсации.
Спустя пару недель, накопив первый опыт, представители страховых компаний провели "круглый стол", где обсудили сильные и слабые стороны нового закона. У журналистов, которых пригласили на это собрание, сложилось впечатление, что к защите интересов пешеходов и автомобилистов страховые компании готовы куда в меньшей степени, чем сами же и обещали. При этом, не успев выплатить ни одной компенсации и не накопив статистики по доходам и расходам при работе ОСАГО, многие компании уже лоббируют увеличение взносов. В обществе мнение о нововведении, мягко говоря, неоднозначное. С одной стороны, закон необходим, не случайно его аналоги существуют во всех цивилизованных странах, а введение системы ОСАГО - одно из условий принятия России в ВТО. Автомобили не зря называют источниками повышенной опасности. Аварии имеют свойство наносить ущерб (в том числе необратимый) ни в чем не повинным людям, значит, необходимо, чтобы пострадавшие (или их родственники) получали материальную компенсацию этого вреда. Конечно, добиться ее можно через суд, но в реальной жизни механизм этот дает сбой. Представьте на мгновение, что пешехода сделал на всю жизнь инвалидом дедушка на старом "Москвиче", живущий в неприватизированной квартире и не имеющий никакого имущества, кроме старой колымаги. Без страховки максимум, на что жертва сможет рассчитывать, - половина его мизерной пенсии, да и то пока дед жив. Да что бедный дедушка, многие достаточно обеспеченные люди в России предпочитают не иметь имущества (кто сомневается, посмотрите декларации о доходах, которые публикуют кандидаты в депутаты на выборах). Машины, дачи, квартиры хозяев многих крупных компаний формально - собственность третьих лиц, пользуются истинные владельцы всем этим добром по доверенности. Если такой "бедняк" собьет вас (или вас покусает его бультерьер, но это тема для другого материала), то компенсация ущерба становится фактически делом его совести (а она есть не всегда). Так что страховка автогражданской ответственности - важная мера дорожной справедливости. Но, с другой стороны, любое обязательное страхование рассматривается населением как еще один (и в данном случае достаточно обременительный) налог. Авария, она то ли будет, то ли нет, а взносы платить надо обязательно. Базовая ставка тарифа составляет 1980 руб. Она корректируется 8 коэффициентами: возраст и стаж водителя, объем двигателя, круглогодичное и сезонное пользование машиной и т. д. Размер тарифа зависит и от территории: самая высокая стоимость страхового полиса в Москве - 2-кратная, Петербурге и Московской области (1,8-кратная), для Ленинградской области ставка 1,6, что сопоставимо с ценой подержанного автомобиля. В мегаполисах и их областях сконцентрирован максимальный автопарк, там же происходит наибольшее число ДТП. ОСАГО, по идее, носит некоммерческий, а социальный характер. Но получается, что по этой программе только в одном Петербурге за год будет собираться взносов от 3 до 5 миллиардов рублей - весьма впечатляющая сумма. Когда накопятся данные об ущербе в ДТП, величине страховых выплат, может встать вопрос об изменении страховых тарифов. По сравнению с соседями наш тариф сложно назвать справедливым. Например, в Латвии (где уровень доходов выше) он равен 120 евро - меньше петербургского и лишь немного выше среднего по регионам России. При этом латвийская обязательная страховка перекрывает любой ущерб и дает право на проезд по всей Европе, чьи дороги наполнены дорогими машинами, без дополнительных взносов. Для сравнения: в России максимальный размер выплаты по ОСАГО - 400 тыс. рублей, но это в случае самой тяжелой катастрофы. Предельный размер выплат по ущербу жизни одного человека 160 тысяч рублей, нескольких - 240, по ущербу имуществу, соответственно, 120 и 160 тысяч рублей. При этом, по данным страхователей, на сегодня ущерб в 95% аварий не превышает 5 тысяч долларов. Так как РФ не входит в европейскую систему "зеленой карты", то при поездке в Европу автоответственность надо страховать дополнительно. Но и этих взносов в миллиарды рублей страховым компаниям мало. На "круглом столе" управляющий департаментом имущественных видов страхования СК "Медэкспресс" Анатолий Батунин сделал заявление, что страховщики будут бороться за повышение тарифов. По его словам, страховые компании России имеют право раз в полгода выходить в правительство с инициативой изменения страховых тарифов. И правом этим они обязательно воспользуются, естественно, что просить будут о коррекции в большую сторону. Особо страховые компании недовольны величиной повышающего коэффициента для маршрутных такси. На "круглом столе" руководитель службы маркетинга СК "АСК-Петербург" Татьяна Долинина заявила, что многие страховые компании всеми силами стараются избежать заключения договоров о страховании маршруток. Поправочный коэффициент для этого вида транспорта увеличивается в 1,3 раза. По мнению "АСК-Петербург", чтобы страхование маршрутных такси было хотя бы безубыточным, коэффициент должен составлять не 1,3, а 5,5. В обоснование более чем четырехкратного подорожания приводится высокая аварийность. Интересно, во сколько раз в этом случае вырастет цена билета на питерскую маршрутку? Итак, страховка по ОСАГО стоит немалых денег. Может быть, она хоть обеспечивает защиту? С этим тоже сложно. Закон требует, чтобы компенсация выдавалась в течение 15 дней после оформления документов в ГАИ-ГИБДД. Но для выплаты необходимо установить виновника аварии. А ведь инспектор ГАИ-ГИБДД в акте укажет, что таким-то водителем нарушены такие-то правила, но для выплаты этого недостаточно, еще потребуется доказать, что именно эти действия - причина ущерба. На помощь страховых комиссаров водителю рассчитывать трудно (их, по обязательному страхованию, обещают присылать только небольшое число компаний). А ведь когда закон готовили, то обещали, что водителям и спорить не придется: столкнутся, скажем, две машины, съедутся комиссары их компаний и все вопросы решат. Хотя подготовка закона о ОСАГО началась давно, выяснилось, что страховые компании не готовы и к собственной защите. Они не без основания волнуются, что обязательное страхование вызовет волну мошенничеств. Сейчас из питерского автопарка более чем в миллион машин застраховано примерно 10 процентов. При росте числа страховок на порядок отследить злоумышленников можно будет только по единой информационной базе. Но, как заявил руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в СЗФО Константин Байков, страховые компании еще только готовятся создать некоммерческое партнерство для борьбы с мошенничествами. В базу данных партнерства войдет информация по страховым случаям, лицам, уличенным в мошенничестве, банк данных по схемам мошенничества, сведения по судебной практике. Пока же недобросовестный автовладелец может заключить несколько обязательных договоров страхования автогражданской ответственности, да еще и дополнить их добровольными договорами, затем организовать страховой случай и требовать выплат по нескольким договорам. Но убытки от мошенников, похоже, не очень беспокоят компании - все равно их компенсируют взносы нормальных законопослушных автовладельцев. После нового года, когда полис ОСАГО станет обязательным, по прогнозам страховых аналитиков, пятая часть автомобилистов будут продолжать на свой страх и риск, простите за каламбур, ездить без страховки. Законом предусмотрено, что при нанесении ущерба таким водителем, а также когда автомобиль-виновник скрылся или страховая компания обанкротилась, выплаты будут осуществляться за счет специального фонда, формируемого всеми компаниями, занимающимися ОСАГО, впрочем, компенсироваться из фонда будет только ущерб здоровью пострадавшим. К сожалению, нетрудно догадаться, работа у фонда будет. Итак, первый участок пути по движению автохозяйства России в семью цивилизованных народов получился кривым, ухабистым и чреватым финансовыми потерями. Но разве автомобилистов нашей страны этим удивишь? Алексей МИРОНОВ
Вся пресса за 6 августа 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
5 мая 2025 г.

|
|
Regnum, 5 мая 2025 г.
В Москве задержали банду, инсценировавшую 500 ДТП

|
|
Национальное аграрное агентство, 5 мая 2025 г.
Мишустин призвал аграриев активнее страховать урожай

|
|
Интерфакс, 5 мая 2025 г.
Баффет покинет пост CEO Berkshire Hathaway в конце года

|
|
Интерфакс, 5 мая 2025 г.
Минфин поддержал продление эксперимента по исламскому банкингу до сентября 2028 года

|
|
Банки.ру, 5 мая 2025 г.
Китайские авто страхуют по каско чаще всего, российские — реже всего: исследование Банки.ру

|
|
zakon.kz, 5 мая 2025 г.
Рост аварийности в Казахстане стимулирует рынок автострахования

|
|
Вестник агропромышленного комплекса, 5 мая 2025 г.
Сергей Простатин: «Агрострахование с господдержкой — это инструмент защиты АПК от непредвиденных капризов погоды»

|
|
Вестник агропромышленного комплекса, 5 мая 2025 г.
Корней Биждов: «Агрострахование становится значимым элементом Системы управления рисками АПК — аграрии получили рекордные страховые выплаты»

|
|
Региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ), Волгоград, 5 мая 2025 г.
В Волгоградской области растет популярность вакансий с дополнительными страховками

|
|
AK&M, 5 мая 2025 г.
Банки и ключевые страховые компании США отказываются поддерживать бурение в Арктике

|
|
ТАСС, 5 мая 2025 г.
Мишустин призвал сельхозпроизводителей шире применять механизмы страхования урожая

|
|
Известия онлайн, 5 мая 2025 г.
Эксперт спрогнозировал рост цен на автомобильном рынке

|
|
Интерфакс, 5 мая 2025 г.
Мишустин призвал к более широкому использованию механизмов страхования урожая

|
|
Day.az, 5 мая 2025 г.
Эти лекарства в Азербайджане можно будет получить бесплатно

|
|
Авто.ру, 5 мая 2025 г.
Путин запретил навязывать «допы» при продаже машин: изменит ли это рынок?

|
|
Казинформ, Астана, 5 мая 2025 г.
Вдвое сократилась прибыль казахстанских компаний общего страхования

|
|
НИА Нижний Новгород, 5 мая 2025 г.
Эксперты в области здравоохранения обсудили баланс контроля в системе ОМС

|
 Остальные материалы за 5 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|